plohoy_zyalt (plohoy_zyalt) wrote,
plohoy_zyalt
plohoy_zyalt

Почему "рисовать как Шишкин и Айвазовский" сегодня -- плохо?

Я не часто "делюсь" чужими постами. Но этот материал показался мне интересным и добротным. Во-первых, потому что я лютой ненавистью ненавижу современное искусство вообще и современную живопись в частности. Не всю, но в большинстве своём. В основном из-за того, что не страдаю СПГС и не намерен выяснять, что же там автор на самом деле имел в виду. Потому что искусство и трактовка искусства зачастую не имеют друг  сдругом ничего общего.

Во-вторых, я прикалываюсь по классике, мне внушают благоговение полотна Брюллова и того же Айвазовского. Хотя мой любимый художник Ван Гог, его я тоже могу отнести к классике в противовес фовизму, кубизму, авангардизму и поп-арту. Да, манера у него была не самая реалистичная, зато тематика - вполне. Наш человек, короче.

В третьих, вопреки всему вышесказанному, я действительно не врубаюсь в ценность того, что сейчас называют "гиперреализмом", а художников-гиперреалистов считаю "копиром с ручным приводом".

Оригинал взят у shakko_kitsune в Почему "рисовать как Шишкин и Айвазовский" сегодня -- плохо?

Уважаемый читатель спрашивает:
вы как-то упомянули, что писать картины, как Шишкин и Айвазовский сегодня -- это плохо. Почему??!!! Они же хорошие художники, и картины красивые!!


Отвечаю: да, действительно, это так. Сегодня, в XXI веке, писать также хорошо, как эти художники, делать такие же реалистические пейзажи, какие были у них -- это "плохо", недостаточно для того, чтобы являться "настоящим художником", а не ремесленником-живописцем. И в ХХ веке уже аналогично было.  Объясняю, почему.



1. Потому что всякий овощ в свое время

Я уже немножко касалась этой темы раньше. Теперь подробней: изобразительное искусство существует в рамках Времени, оно развивается, меняется, а не существует абстрактно в космосе как одинокий астероид.
Каждое произведение искусства оценивается не только благодаря своей "красоте", но и согласно своему месту в реке времени, среди современников. Поэтому оригинальная Венера Милосская стоит в Лувре, а ее идентичные копии продаются на aliexpress. Писать "также, как Шишкин и Айвазовский" было хорошо (и распространено) в XIX веке, в нашем же времени это устарело, недостаточно.
Во многом потому, что Шишкин и Айвазовский УЖЕ есть. Новый художник должен быть другим. Ниша уже заполнена, кому нужны Ш&А -- идут за ними в музей.

Знаете, есть такие трибьют-музыкальные коллективы с названиями типа Scopyons, Brit Floyd, Dread Zeppelin. Они гастролируют по странам с репертуаром своих предтеч, иногда чуть модернизированным. Музыканты в них могут иметь голоса лучше, чем прототипы, виртуозней играть на гитаре, и разумеется, они моложе их и здоровее. Однако хоть какое-то значение для музыкальной картины мира их члены приобретут, только если вылезут из чужого грима и костюмов, найдут "свое лицо", начнут делать свою собственную музыку.



Эпигонство -- это плохо, копипаста -- это плохо (даже когда речь идет о масляной живописи).

Современная картина с сайта krymval.ru (худ. Д. Смаковский).
Это работа для квартиры, за доступные деньги. Но не более того.

6590a61ebf8edc4db4a37bec873787c7.jpg

Так мы подходим ко второму выводу:

2. Потому что художник должен иметь индивидуальность, свое собственное лицо, стиль, быть узнаваемым

-- Но Шишкин & Айвазовский такие хорошие, реалистичные художники, что научиться писать точно также, как они, будет очень сложно, достаточно и великолепно!

Нет. Если сейчас, в XXI веке художник научится писать даже абсолютно "точно также", толк для него в этом будет только в успешной карьере автора фальшивых картин и обманщика коллекционеров (прикольная карьера, я бы кстати попробовала).
Это великолепно, если человек научится писать столь же реалистично, но он должен быть другим, должен найти свой путь, свою манеру.

И это было справедливо абсолютно для любого века.

Вот был такой живописец в XVI веке.
Он очень любил Босха.
Ходил в молодости и бормотал под нос: "хочу научиться рисовать также хорошо, как Босх!".

Научился.



Если бы он на этом остановился, его бы так и запомнили (и то -- только редкие специалисты), как "художника юзернейм круга Босха". А если бы фамилия потерялась, то он бы вообще остался как "неизвестный продолжатель Босха".

Но он не остановился.



И поэтому его помнят очень многие, ведь это, ясно дело, Брейгель.

Или вот история.
Жил на Крите такой православный иконописец.
Он очень хотел писать также хорошо, как, скажем, Андрей Рублев (на самом деле на Крите были свои "рублевы" - Михаил Дамаскин, Эммануил Тзанес  и т.п., но так наглядней).
Старался, учился, тренировался.

Писал вот такое.



Но на этом не остановился, и продолжил искать себя.
Кем он в итоге стал, можете узнать, посмотрев 1 картинку под спойлером, но лучше прочтите у меня всю историю по ссылке.

[картинка-спойлер]


Это, как вы понимаете, Эль Греко.



Научиться писать также, как Ш&А -- это очень хорошая школа для современного живописца (если ему хочется проходить эту школу; однако ему необязательно так упарываться, если душа не лежит). Поскольку мы живем в наше время, а не в XIX-XX веках, художник ныне должен сделать следующий шаг.

-- Но ведь проблема в том, что эти "современные художники" в поисках этого самого следующего шага и самобытности забрели так далеко, что растеряли всю красоту и реализм! Лучше бы остались на прежней ступени развития и выучили ее как следует!

Нет, такой реализм уже не нужен.

3. Потому что изобрели фотоаппарат.

Изобретение фотографии привело к тому, если коротко и упрощенно, что такой тщательный реализм перестал интересовать художников в качестве художественной задачи. Одно дело чтобы написать картину -- убиваться год, и превзойти тебя может только тот, кто будет убиваться два года. Если же превзойти тебя можно за один клик, за одну секунду, согласитесь, как-то обидно.

Ну и другие технологии все больше и больше способствуют разочарованию: сегодня можно Ш&А в родном размере себе на холсте распечатать, покрыть пастой, имитирующей мазки, и наслаждаться. Естественно, мастерам, у которых есть азарт и гонор, не хочется конкурировать с принтером.


(Поскольку все это началось в 1900-х, полное объяснение по этому пункту, конечно, сложнее).

Еще такой реализм и красота не нужны

4. Потому что в ХХ-XXI веке изобразительному искусству уже позволено не быть "красивым" и "реалистичным"
и это делает Ш&А старомодными классикой.

И злиться-ругаться по этому поводу совершенно не нужно (а язвенникам так вообще вредно).

Когда вы приходите в книжный магазин, вы четко знаете, что в нем есть книги "чтобы было интересно" и "чтобы подумать".
Интересно -- это Акунин, Дж. Мартин, "Три мушкетера", Устинова, Толкиен и так далее.
Чтобы подумать: комментарии филологов к Толкиену, "Фрактальная семиотика", Киньяр, Бродский, "Проектирование армирования железобетона" и Джойс.



Адекватный человек не будет предъявлять к книгам первой категории претензии, что "они тупые".
Или к книгам второй, что они не увлекательные "и без картинок" (с).
Жанры опять-таки разные, цели, время создания... Ругать Пелевина за то, что он не пишет, как Лев Толстой, или оскорблять "Вишневый сад" за то, что там нет хэппи-энда, а романы Джейн Остин -- то это не "50 оттенков серого"  -- сами понимаете, детский сад.

То же самое с изобразительным искусством.

Оно тоже есть двух видов:

  • "чтобы было красиво" ("я бы у себя дома повесил")

  • и "чтобы подумать".



А это отвратительное мясо, между прочим,
не Хаим Сутин 1920-х годов, а Рембрандт 1650-х...


Поэтому, когда вы в следующий раз увидите картину, которая вызывает у вас негативное чувство отсутствием красоты и реализма, не надо на нее ругаться; или писать мне здесь злобный комментарий, или личное сообщение (в личку!!! в личку мне особенно не надо писать!! Мне реально пофиг на ваше отношение к "Черному квадрату", он мне не родня!).

Лучше просто прикиньте, к какой категории она относится, не ко второй ли? Наверняка ко второй. Тем более, что в ХХ веке художники нарочно стали лишать свои произведения красоты и реализма, чтобы эти качества не отвлекали от того, чтоб картина заставляла думать (или испытывать чистые беспредметные эмоции).

Э. Мунк. "Крик". 1893


Даже Глазунов, посмотрите (и можете поанализировать), в первую половину жизни делал "чтоб красиво", а под конец ему намного важнее стало "чтоб подумать" зритель мог. Вася Ложкин делает так "некрасиво", что некоторым физически неприятно на него смотреть. Логично, что это "чтобы подумать" не понятно с первого взгляда и нравится не всем.

В общем, изобразительное искусство в ХХ-XXI веках находится вот на такой стадии своего развития, когда "чтобы подумать" стало более важным фактором, чем "красиво". Отчасти это аллергия на то могущество, которое "красиво" и даже "красивенько" забрали в предшествующий период. Никуда не деться, стадия эволюции сейчас именно такая; когда эта кривая пойдет вверх -- неизвестно. Не при нашей жизни, по-любому, увы.

***

Эти две категории "красиво" и "подумать" иногда накладываются, а иногда нет.

Нередко, если они накладываются, получается аллегория.

Илья Глазунов. Лошадь. 1962
И. Глазунов. Лошадь. 1962.JPG

Или сюрреализм.

Кстати, прием аллегории -- хороший вариант нахождения своеобразия для нынешних художников-реалистов.
(Натюрморт, например, если добавлять в него определенные предметы, становится очень многозначным).

Как бы фаберже "Манифест 1905 года". Почитайте список драгоценных камней и металлов,
которые пошли на изготовление и восхититесь.

712206.jpg

Возвращаясь к Шишкину и Айвазовскому. Они -- пейзажисты, то есть работали в самом "красивом", приятном для глаз, спокойном, всегда покупаемом для собственной квартиры жанре.
Кривая развития изобразительного искусства сделала их пейзажи стандартом, эталоном.
Но прошло уже полтора с лишним века, выше Ш&А уже не прыгнешь, надо делать по-другому, выразить свою (!) индивидуальность (иначе не что в историю искусства не войдешь, но и клиенты "в лицо" твои труды узнавать не будут, с легкостью заменяя тебя другими с Арбата).

Картина с сайта krymval.ru. (Худ. А. Щербаков)
bfc01c117b2c87cf03b69fce66363e3e.jpg
Нужно искать свою фишку -- в сюжетах ли, стиле, манере письма. Чтобы картина передавала характер автора, его эмоции, душу, чтобы цепляла и отличалась от других. Искать и не сдаваться.
И на "Ярмарке мастеров" популярней ювелиры с собственным стилем, а не те, кто гонит штамповку.

Собственно, я уверена, что такие талантливые художники, как Ш&А, переместись оне в наши дни на машине времени и оглядемшись вокруг, тоже придумали бы что-нибудь свое, новое, необычное. Ибо в их времена, скажем, дамы кринолины носили, и никто не скажет, что это не красиво; но сегодня ж в этом каждый день не походишь.

***

Как пейзаж можно сделать "по другому", по своему?
Например, используя метод "чтобы подумать".
С таким жанром, как пейзаж, который по дефолту всегда красив (природа ж) это достаточно сложно.

Вот интересный пример решения проблемы, правда, тут уже урбанистический пейзаж.

Художник Павел Отдельнов, наши дни.

Пейзаж с желтым забором. 2016


Еще его картины
Gorodckoy-peyzazh_B.jpg

900x900_ryini-2-2015-hm-100h160.jpg

900x900_ograzhdeniya-2013-hm-180h200.jpg

900x900_img_5216.jpg

otdelnov06-1024x816.jpg

900x900_highway.jpg

2_avtoservis_2013_h_m_200h250_auto_450_jpg.jpg

900x900_20130530-img_7275.jpg

900x900_ryini-perehod.jpg

http://otdelnov.com/ru
https://www.facebook.com/otdelno

Ну а Айвазовский с Шишкиным, безусловно, боги, никуда не деться.

ЕЩЕ РАЗ
Если вам нравятся Шишкин с Айвазовским, и не нравятся все, кто был после, в ХХ веке, это нормально.
Просто вы любитель классики.
Если Шишкин и Айвазовский вам кажутся скучными, это тоже нормально.
Значит, вы сторонник рок-н-ролла.

Вообще, если вам нравятся одни художники, а другие не нравятся, и вы их не понимаете -- это тоже нормально.
Мир огромен и очень разнообразен, невозможно понимать все
Невозможно, чтобы все угодили всем. Невозможно любить ВСЮ музыку и ВСЕ кухни мира.
Просто -- не надо никого оскорблять. Даже в интернетиках.



Каких художников-пейзажистов 20-21 века вы знаете? Кто вам нравится?

***

Вопросы про искусство для рубрики можно задавать в комментариях (даже самые дурацкие, на них отвечать особенно интересно).

ПРАВИЛА БЛОГА: нельзя материться, ругать любые национальности, оскорблять комментаторов и меня.
А также нельзя обзывать нехорошими словами картины и художников (да, вот такое непривычное правило пришлось ввести).
Отдельно прошу не употреблять слово "быдло", оно меня утомило.

Tags: живопись, искусство
Subscribe

Posts from This Journal “живопись” Tag

  • Красотища!

    Сегодня я буду находиться в сети по минимуму, потому что с прошлого вечера корплю над фотографиями из отпуска. Привёз из Испании ровно тысячу…

  • Ещё одна картина в коллекцию

  • Неплохо для самоучки

    Будучи по природе своей рукожопом и ни разу не художником (разве что художником слова, бггг), я всегда поражался тому, как люди могут сами научиться…

promo plohoy_zyalt april 12, 2010 15:37 9
Buy for 30 tokens
Х​**а с два оно бесплатное, конечно. Но всё равно 30жжж - не такие уж и деньги для промо в журнале.... в таком о*****ом журнале, короче)) Так что размещайтесь и не забывайте башлять.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments